Служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся

  1. Профилактическое направление.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных практических рекомендаций для педагогов, родителей по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Психопрофилактическая работа — обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

  • разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
  • предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
  1. Диагностическое направление.

Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

Диагностика может быть индивидуальной и групповой.

Этапы индивидуальной диагностики:

  • изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
  • формулировка заключения об основных характеристиках изучаемых компонентов психического развития или формирования личности школьника;
  • разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
  1. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).

Индивидуальное консультирование — оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.

Групповое консультирование — информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

  1. Развивающее направление.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) — формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

  1. Коррекционное направление.

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшение степени выраженности корректируемых особенностей; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

  1. Просветительско-образовательное направление.

Психологическое просвещение и образование — формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

  1. Профориентационное направление.

Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.

Формы работы психологического сопровождения школы

Решение задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно требует организации работы с педагогами и родителями учащихся как участниками образовательного процесса.

  1. Работа с обучающимися
  • Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
  • Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных учащихся и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
  • Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
  • Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
  • Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к социально-профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы).
  • Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
  1. Работа с педагогами.
  • Профилактическая работа с учителями.
    Существенное место в работе с учителями отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
    Так же важное место в системе работы с учителями является профилактика эмоционального выгорания.
  • Консультирование учителей по вопросам совершенствования учебно-воспитательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
  • Проведение семинаров, практических занятий, лекций.
  1. Работа с родителями.

Практическая работа педагога-психолога с родителями реализуется через групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

К групповым формам относятся:

  • родительские собрания;
  • анкетирование/опрос родителей;
  • групповые беседы, лекции и консультации психолога;
  • психологические игры, упражнения, занятия для родителей с элементами тренинга;
  • встречи Родительского клуба (1 раз в месяц)
  • встречи Совета отцов.

Родительский клуб

Ведущей целью деятельности родительского клуба является сохранение психологического и физического здоровья детей и родителей и гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия семьи и школы;
  • создание внутри организации родительского сообщества взаимопомощи.

Совет отцов

К индивидуальным формам относятся:

  • индивидуальное консультирование,
  • беседа.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение уровня психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять