ГБОУ ГИМНАЗИЯ №70
Петроградского района Санкт-Петербурга
Версия для слабовидящих

История ученического самоуправления в России

История ученического самоуправления в России

Формирование педагогических взглядов в России

Накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В неё по праву вошли высказывания Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, нравственного и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др.

Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI веку. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и разрешал возникавшие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей.

Рассматривая более подробно процесс становления системы российского народного образования в пореформенный период, можно утверждать, что самое серьезное влияние на него оказали идеи чешского педагога-гуманиста, «отца педагогики» Яна Коменского (1592-1670). Особое внимание он обращает на то, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. В своих трудах Коменский пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы. Важно, что по Я.Коменскому в школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане. Он предлагает в школе организовать нечто вроде «самоуправления», в котором хочет видеть отражение общества, государственного строя взрослых. Я.Коменский считал необходимым, чтобы школа в целом и каждый класс в отдельности «представлял из себя государство, со своим сенатом и председателем сената, со своим консулом или судьей, или претором». Иначе говоря, Я.Коменский стремился к тому, чтобы каждый класс и школа в целом представляли собой какое-то сообщество, которое обсуждает совместные дела. Это средство подготовки юношей к «жизни путем навыка к такого рода деятельности».

Безусловным является то, что идеи, высказанные известными гуманистами Европы периода Возрождения, Реформации и Просвещения, существенно повлияли на философские и идеологические позиции многих общественных и государственных институтов в России, в том числе и церкви. К середине XIX века в России уже сформировалась собственная философская школа, широко апеллирующая к великим философам, придерживающимся гуманистических взглядов.

К проблемам воспитания и обучения в пореформенный период обращались многие российские мыслители, но, пожалуй, самое большое влияние на общественность оказали труды К.Д. Ушинского. Он не был во всем приверженцем гуманистических идей, оставаясь глубоко религиозным человеком, но во главу своих исследований поставил глубокий синтез знаний о человеке.

Педагогические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского можно систематизировать следующим образом:

  • Идея народности образования.
  • Требование всеобщего обязательного обучения детей обоего пола на родном языке.
  • Изучение физических и психических особенностей обучаемых, влияния «непреднамеренного воспитания» (т.е. общественной среды), учет уровня культуры каждого учащегося и«духа времени».
  • Опора в процессе целенаправленного («преднамеренного») воспитания на достижения«антропологических наук», т.е. наук о человеке: философии, политэкономии,истории, литературы, психологии, физиологии, анатомии и др.
  • Соблюдение исторической преемственности поколений в процессе воспитания, которое«...совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил:физических, умственных и нравственных».
  • Формирование активной и творческой личности, что предполагает соединение вединый процесс образования, воспитания и трудовой деятельности молодежи вразличных ее формах.
  • Соблюдение важнейшего дидактического принципа: в процессе усвоения знаний главная роль принадлежит мышлению, а не памяти.

Ученическое самоуправление в России в начале ХХ века

Подходы К.Д. Ушинского были очень популярны и всерьез поставили педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшейся в России системы воспитания и пересмотра традиционных подходов к воспитательной деятельности, прежде всего на основе концепции национального воспитания, предложенной К.Д. Ушинским. Эта концепция базировалась на его утверждениях о том, что каждый цивилизованный народ напротяжении веков выработал собственную систему воспитания и образования, отвечающую интересам национального развития. Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления С. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей «СЕТЛЕМЕНТ». В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. В основе воспитательной системы«Сетлемента» лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Каждый клуб по интересам имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели — создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.

В 1909 году С. Шацкий создал общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь». С. Шацкий вместе со своими сотрудниками проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Колония «Бодрая жизнь» продолжала существовать до 20-х годов XX века, уже в советское время, внедряя в практику работы самоуправление детей иобращаясь к вопросам лидерства в детском сообществе.

Деятельность С. Шацкого и его коллег очень показательна с точки зрения ее восприятия официальными властями как до революционных событий 1917 года, так и в последующие годы. Если культурный поселок «Сетлемент» уже в 1908 году был закрыт как «попытка проведения социализма среди детей», то в 20-е годы «Бодрая жизнь» была распущена как «носитель буржуазных идей, противоречащих принципам пролетарского воспитания».

Ученическое самоуправление в Советской России

После Октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования, способствующих развитию школьного самоуправления.

16 октября 1918 года было принято обращение Государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы», в котором говорилось о том, что дети должны участвовать во всей школьной жизни. «Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы». Деятельность органов самоуправления в общеобразовательной школе России регламентировалась утвержденными ВЦИК РСФСР от 30 сентября 1918 г. «Положением о единой трудовой школе», Советом народных комиссаров РСФСР от 18 декабря 1923 г. «Уставом единой трудовой школы», принятым Народным комиссариатом просвещения РСФСР документами – «Положением об организациях учащихся в школах второй ступени» (1921 г.) и «Тезисами о самоуправлении» (1923 г.).

В соответствиис этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения), учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.), трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По «Положению о единой трудовой школе» школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления. Принятие этих документов предоставила простор мыслям великихрусских педагогов.

Очень активнов педагогический поиск включились многие известные российские педагоги и психологи. Среди них можно назвать таких, как А. Бакушинский, П. Блонский, Л. Выготский, А. Макаренко, А. Пинкевич, С. Шацкий и др. По их инициативе в Москве были созданы Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.), научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).

Революция октября 1917 года и победа советской системы власти на территории всей России в начале 20-х годов привели к тому, что социалистические подходы остались единственно возможными в организации образовательной работы в советской школе. Либеральные подходы к организации системы образования в России были забыты надолгие семьдесят лет.

В педагогической практике 20-х годов в связи с разработкой и апробацией идей трудовой школы и начавшейся «борьбой с беспризорничеством» большое распространение получили опытно-показательные школы и школы-коммуны. Примеров здесь много. Это и Московская опытно-показательная школа имени П. Лепешинского, которой руководил М. Пистрак, и коммуна «Красные зори», руководимая И. Иониным, и «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых» — легендарная «Республика ШКИД», возглавляемая В. Сорока-Росинским, и другие. Именно здесь, в условиях компактного коллектива, объединенного достижением ясной цели и при этом в значительной степени изолированного от взаимодействия с внешним миром, делались замечательные наработки по внедрению в практику детского самоуправления.

Неоценимый вклад встановление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А.С. Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами. Система самоуправления коммуны содержалась в «Конституции страны ФЭД». В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имелоправо накладывать на коммунаров взыскание.

В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода. На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в «Конституции».

В истории российской педагогики советского периода особого внимания требует педагогическая деятельность И. Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. А. Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в 60-х годах XX века. В основе коммунарского движения лежала идея коллективных творческих дел, которая привела к возникновению неформальных коллективов (коммунарских клубов), члены которых в той или иной мере являлись последователями педагогической методики И. Иванова. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.

Ученическое самоуправление в истории современной России (с 1991 года)

В 1992 году был принят закон Российской Федерации «Об образовании», в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. На сегодняшний день каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления.

С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании»». В соответствии с ним управление образовательными учреждениямидолжно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Важная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития.

Контакты

Вы можете связаться с нами

(812) 417-64-48

info@gimnazia70.spb.ru

Адрес 197022, Санкт-Петербург, ул. Литераторов 9/11, литера "А"